РОЛЕВА́Я ИГРА́.
Форма организации коллективной учебной деятельности на уроке, имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения. Предусматривает распределение учащихся по ролям и разыгрывание ситуаций общения в соответствии с темой Р. и. и ролями учащихся. Во временном плане представляет собой относительно целостный цикл управляемого взаимодействия преподавателя и учащихся, который состоит из трех этапов: подготовки Р.
и., ее проведения, коллективного обсуждения результатов. Подразделяются на социально-бытовые Р. и. (цель - формирование навыков и умений иноязычного общения преимущественно в социально-бытовой сфере общения, а также развитие инициативности, коллективности и ответственности как общественно ценных качеств личности, совершенствование культуры поведения учащихся) и профессионально-педагогические Р. и. (цель - формирование навыков и умений профессионального общения на изучаемом языке, воспитание у учащихся педагогического такта). В сущности, профессионально-педагогические Р. и. - разновидность деловой игры, которая является средством воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста. Дидактические функции Р. и. проявляются в создании адекватных условий для формирования коммуникативной компетенции на изучаемом языке и системы методических умений, обеспечивающих реализацию основных педагогических функций учителя. Различают следующие виды Р. и.: имитационные, творческие, игры-соревнования. В зависимости от сложности речевого задания, выполняемого в процессе Р. и., и ее продолжительности такие игры по иностранным языкам подразделяют (предложил Р. П. Мильруд) на контролируемые (controlled role-plaу), когда участники игры используют заранее предложенные им реплики, умеренно контролируемые (semi-controlled role-plaу), когда учащиеся получают описание сюжета игры и своих ролей, свободные (free role-plaу), когда предлагается лишь тема игры и распределение ролей, эпизодические (small - scale role-plaу), когда разыгрывается один из эпизодов игры. В распоряжении преподавателей имеются различные сборники Р. и. и специальные пособия (Акишина, 1986; Арутюнов, 1989; Вербицкая, 1986).